В возрасте полутора лет, как правило, в норме ребёнок уже умеет нанизывать колечки на стержень, вставлять деревянные грибочки в отверстие ящика, забивать деревянным игрушечным молоточком маленькие колышки складывать кубики. Для него это не только интересная, но и весьма важная деятельность, именно так он учится обращаться с предметами, преодолевать какие-то препятствия, а без этого никакая работа немыслима.

Уже начиная с двух лет, следует прививать ребёнку простейшие навыки самообслуживания: когда Вы его одеваете, раздеваете, умываете, предоставьте ребёнку возможность и самому тоже участвовать в этом процессе, а не только быть объектом Ваших действий – пусть учится.

К трём годам ребёнок уже должен хотя бы наполовину самостоятельно одеваться и раздеваться – этим Вы только поможете ему. Он должен сам, но под вашим контролем намыливать и мыть руки, умываться, вытираться полотенцем и вешать его на место – это обязательно.

Все дети очень любят и хотят подражать и помогать взрослым, следует использовать такие устремления. Каждый день (обязательно каждый день!) давайте трехлетнему ребёнку простые поручения: принести и поставить на стол миску, подать газету или книгу, очки, взять салфетку и убрать со стола крошки и др.

К четырем-пяти годам ребёнок уже должен уметь сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и змейки, разложить перед обедом ложки, поставить стулья и даже убрать пустые тарелки со стола. Хорошо когда ребёнок сам подготавливает всё для игр и убирает игрушки, подготавливает всё для рисования, складывает аккуратно свои вещи. Следует обязательно привлекать его в помощники, когда Вы что-нибудь делаете.

(с) http://www.topmama.ru/Articles/?CategoryID=77&ArticleID=2393