Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: «Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены
Форум KAZANHOME > Общественная жизнь > Флуд
Звукотехник
http://www.oborona.ru/1437/1440/index.shtml?id=4354

Изображение
Атомные ракетные крейсера семейства 667 – самые массовые подводные лодки стратегического назначения.
Севмаш – не просто верфь, где строятся подводные лодки. Это предприятие – кузница субмарин-рекордсменов, в отношении которых часто употребляют эпитеты «первые» и «самые». Ряд рекордов этих подлодок не побит по сей день. Вряд ли они будут превзойдены и в обозримом будущем. Напомним о них.
Александр МОЗГОВОЙ

Первая в мире с баллистическими ракетами. В 1955 г. на Севмаше по проекту В611 «Волна», разработанному ЦКБ-16 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит»), была переоборудована первая в мире подводная лодка, получившая на вооружение баллистические ракеты. 16 сентября 1955 г. в Белом море с борта подводной лодки Б-67 стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила боевое поле на полигоне.

Изображение
Старт баллистической ракеты с подводной лодки Б-67.

Первые в мире серийные ракетные. В 1957-1958 гг. на Севмаше были достроены или переоборудованы 4 подводные лодки (пятая проходила переоборудование на Дальзаводе) по проекту АВ611 (Zulu V – по классификации НАТО). Они стали первыми в мире серийными подводными лодками с баллистическими ракетами. На них две ракеты
P-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 г. на Северном флоте была сформирована первая бригада подводных лодок стратегического назначения под командованием капитана 1 ранга С.С. Хомчика.

Самая массовая стратегическая. В середине 60-х годов в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А (Yankee – по классификации НАТО) разработки ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Завод передал ВМФ 24 таких атомохода (с учетом построенных на Амурском судостроительном заводе Советский флот получил 34 субмарины), главным оружием которых стали 16 баллистических ракет комплекса Д-5. Ввод их в строй позволил СССР установить ядерный паритет с Соединенными Штатами Америки. Лодки этого типа – самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б «Мурена» (18 единиц, из них 10 построены на Севмаше), 667БД «Мурена-М» (4 – все на Севмаше), 667БДР «Кальмар» (14 – все на Севмаше) и 667БДРМ «Дельфин» (7 – все на Севмаше). Таким образом, в Северодвинске построены 59 (!) из 77 РПКСН этого семейства.

Изображение
Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки проекта АВ611.

Изображение
АПЛ К-162 проекта 661 – самая скоростная подводная лодка в мире.

Первая в мире титановая и самая скоростная. В 1958 г. ЦКБ-16 приступило к созданию атомной подводной лодки проекта 661 (Papa – по классификации НАТО). В декабре 1963 г. субмарина К-162 была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, а спустили ее на воду в декабре 1968 г. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств. Это была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» – первым в мире с подводным стартом. Вот почему проектирование и строительство К-162 сопровождалось выполнением большого объема научных и опытно-конструкторских работ. АПЛ проекта 661 – самая скоростная в мире. На испытаниях она показала скорость полного подводного хода 44,7 узла. До сих пор этот рекорд никем не побит.

Первые в мире комплексно-автоматизированные атомные подводные истребители. С 1959 г. в СКБ-143 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит») начались работы по проектированию малой атомной высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной обороны, позже получившей обозначение «проект 705» (Alfa – по классификации НАТО). Всего флот получил 7 лодок этого типа, в том числе по откорректированному проекту 705К, три из которых были построены на Севмаше. Эти подводные истребители нормальным водоизмещением 2250 т имели корпуса из титанового сплава, реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь АПЛ проекта 661). Их вооружение включало 18 торпед и ракетоторпед. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию командования ВМФ она была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.

Изображение
Подводный истребитель проекта 705К.

Изображение
К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685.(вечная память, она одна была, пустили на лом, при этом это было очень тяжело, т.к. титановая и скорее всего не имело смысла)

Самая глубоководная. В 1983 г. в состав Северного флота вошла опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (Mike – по классификации НАТО) разработки ЛПМБ (сейчас ЦКБ МТ «Рубин») и постройки Севмаша. Эта субмарина из титанового сплава была уникальна не только тем, что могла погружаться на глубины более 1000 м, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника, но и тем, что могла сама на большой глубине выстреливать торпеды благодаря наличию торпедных аппаратов специальной конструкции с силовыми установками пневмогидравлического типа.

АПЛ К-278, получившая название «Комсомолец», успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла 7 апреля 1989 г. в Норвежском море вследствие пожара.

Самые большие в мире. В декабре 1981 г. Севмаш сдал Северному флоту тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 – самую большую в мире из когда-либо построенных субмарин. Ее длина составляет 172 м, а ширина – более 23 м.(50 этажный дом!!!, ширина практически 9 этажей) Подводное водоизмещение атомного Левиафана достигает 48000 т. Проект 941 «Акула» (Typhoon – по классификации НАТО) тяжелого РПКСН разработан ЛПМБ (ЦКБ МТ «Рубин») под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеющую 10 боевых блоков мощностью по 100 кт каждый. АПЛ проекта 941 вооружаются 20 такими ракетами. Шахты пусковых установок находятся между двумя параллельными прочными корпусами. Несмотря на свои циклопические размеры, АПЛ проекта 941 относятся к числу самых малошумные среди советских атомоходов. Всего было построено 6 лодок этого типа. Головная ТК-208, получившая в российском ВМФ название «Дмитрий Донской», прошла переоборудование по проекту 941У и сейчас используется как платформа для испытания новейшего стратегического ракетного комплекса «Булава». Ожидается, что оставшиеся в составе ВМФ еще две «Акулы» будут оснащены новыми системами оружия. Из 6 3шт остались.

Первая стратегическая четвертого поколения. 15 апреля 2007 г. из 55 цеха Севмаша была торжественно выведена головная АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения. Сейчас она проходит цикл всесторонних испытаний.

Изображение
АПЛ проекта 941 «Акула» – самые большие подводные лодки в мире.

Изображение
АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения.
Sta-lker
Спасибо, интересный материал.
Звукотехник
Атомные подводные лодки
(с 1955 года по настоящее время)
интернет-версия справочника по подводным лодкам России и СССР

http://www.submarines.narod.ru/h_p_06.html
Тут можно проследить судьбу некоторых лодок, вплоть до того кто когда служил и т.д.

Вот например проект 941 «Тайфун» http://www.submarines.narod.ru/Subprojekt/6_941_0.html
сразу видно, что 6шт построены, 7 не достроена, если посмотреть про каждую, то узнаем, что их осталось 3.
Вот фото одной из распиленных акул: Изображение

Проект 941 "Акула" (NATO - Typhoon)
http://ruspodlodka.narod.ru/plarb/941.htm
"Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП (Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

http://www.submarine.id.ru/thumbs/949/index.shtml
тут много фоток!
для затравки интереса:
Изображение
Изображение
Звукотехник
ВОССТАНОВЛЕННОЕ МОГУЩЕСТВО
http://www.submarine.id.ru/api/w96.shtml
К середине 70-х годов мы достигли военного паритета, что поставило мировое сообщество перед нелегким поиском путей к взаимопониманию, так как война никому не могла принести победы. СССР и США договорились об ограничении числа подводных ракетоносцев. В рамках соглашения ОСВ-1 каждая сторона обязалась не иметь в своем распоряжении более 41 ракетного подводного крейсера стратегического назначения в пересчете на 16 баллистических ракет на каждой атомной подводной лодке.
Требования договора ОСВ-1 четко выдерживаются: к моменту вступления в строй нового ракетоносца в США или в СССР на сушу вытаскивается аналогичный старый корабль, у него вырезается ракетный отсек, который остается на суше с открытыми крышками шахт. Предназначенные для контроля за выполнением договора космические спутники фиксируют отсутствие ракет в открытых шахтах и передают эти сведения в Москву и Вашингтон.
К началу 80-х годов в программе строительства нашего флота предусматривались все классы и типы кораблей, существовавших в НАТО. В НАТО, как известно, действовала межгосударственная интеграция: США строили только океанский флот, Великобритания, Бельгия, Нидерланды - противолодочные корабли, остальные специализировались на кораблях для закрытых театров военных действий. Мы же в одиночку несли такую нагрузку. На этом этапе кораблестроения мы лидировали по многим тактико-техническим элементам. У нас были введены в строй комплексно-автоматизированные скоростные и глубоководные боевые атомные подводные лодки, крупнейшие в мире амфибийные корабли на воздушной подушке. Мы первыми внедрили крупные быстроходные противолодочные корабли на управляемых подводных крыльях, газотурбинную энергетику, крылатые сверхзвуковые ракеты, и десантные экранопланы.
Следует отметить, что в бюджете Министерства обороны СССР доля ВМФ не превышала 15%, в Соединенных Штатах Америки и Великобритании она в два-три раза больше.

"ТАЙФУН"
http://www.submarine.id.ru/api/w98.shtml
В противовес американскому "Огайо" в 80-е годы СССР создает подводную атомную лодку четвертого поколения "Тайфун", специально сконструированную для операций под арктическими льдами. При длине 170м, ширине 25м и высоте с рубкой (не считая выдвижных устройств типа антенн и перископов) 26м "Тайфун" имеет рекордное водоизмещение в 25000т. Это самая большая лодка, когда-либо созданная в истории мирового флота. Если поместить ее на суше, она займет почти два футбольных поля.
Уникальна и конструкция "Тайфуна" - это тримаран. В одной стальной оболочке содержатся два сверхпрочных титановых корпуса диаметром по 10м каждый, между нами - три таких же прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаритами и несколькими десятками торпед и ракетоторпед, кормовой с рулевым отсеком и центральный, где находится главный командный пункт. Два водо-водяных реактора по 190МВт каждый и две турбины по 45тыс.л.с. позволяют лодке развивать под водой скорость до 30 узлов. "Тайфун" может всплывать в арктических водах,ломая корпусом многометровые льдины, погружаться на глубину несколько сот метров и находиться в подводном положении практически неограниченное время.
Условия жизни экипажа, состоящего из 50 офицеров, 80 мичманов и почти 40 матросов, отменные. В сущности, "Тайфун" - это пятиэтажный дом, часть помещений в котором занята оборудованием, а часть - приспособлена для жилья. Каюты рассчитаны на двух-четырех человек. В них есть умывальник, письменный стол, книжные полки, шкаф для одежды, кондиционер и телевизор. По кабельной системе во время боевой службы экипажу показывают видеофильмы. На борту имеются душевые, сауна с бассейном, оранжерея и даже вольеры с попугаями.
"Тайфуны" вооружены твердотопливными ракетами. Пусковые шахты расположены в межкорпусном пространстве, между торпедным и центральным отсеками. Каждая лодка несет 20 межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 (SSN-20 по западной классификации) с 10 ядерными кассетными боеголовками высокой надежности и точности попадания. Ракеты весом почти 100т, высотой 16м и диаметром 2,5м способны поражать цели на расстоянии более 9тыс.км.
Как и на американских лодках, запуск ракет осуществляется вовсе не путем нажатия "красной кнопки". Для этого необходимо повернуть два ключа, один из которых находится у командира БЧ-2, а второй - у командира лодки. Программа полета ракет, записанная на перфоленту, вводится в вычислительный комплекс корабля лишь в период несения боевой службы в океане. В остальное время она хранится опечатанной в сейфе командира корабля.
Но подводники не в состоянии единолично принять решения о запуске ядерных ракет. Компьютер корабля сработает, если получит закодированный сигнал из ядерного чемоданчика президента страны. ЭФМ сопоставит этот код с тем, что заложен в ее программу и лишь тогда даст разрешение на предстартовые операции. Теперь командир сможет ввести в систему перфоленту и набрать ряд известных лишь ему одному сигналов, которые вновь проконтролирует на достоверность компьютер. Дальнейшее - дело техники: ЭВМ сама сопоставит местонахождение лодки с координатами заданной цели и внесет необходимые поправки. Эта система исключает несанкционированный запуск ракет с борта корабля, даже если он окажется захваченным террористами. Однако и подводникам не известно, на какие цели направлены их ракеты - подобной информацией располагает лишь Генеральный штаб.
В настоящее время в ВМФ действует шесть лодок класса "Тайфун", спущенных на воду с сентября 1980 по конец 1986г. (против 12 американских лодок класса "Огайо").

"ТРАЙДЕНТ"
"Огайо"
http://www.submarine.id.ru/api/w98.shtml
Как показали расчеты, проведенные параллельно экспертами СССР и США, отныне боевой мощи одной (!) ракетной стратегической атомной подводной лодки достаточно, чтобы уничтожить весь мир.
Звукотехник
Цитата
К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685.(вечная память, она одна была, пустили на лом, при этом это было очень тяжело, т.к. титановая и скорее всего не имело смысла)

Извиняюсь... это про К-162.... а эта она утонула из-за пожара, тоже была единственная.

ПОДВОДНЫЕ КЛАДБИЩА ОТХОДОВ
http://www.submarine.id.ru/api/w106.shtml

Захоронение радиоактивных отходов на дне морей и океанов практикуется с момента появления атомных реакторов на судах. Первыми это сделали США в 1946г., затем Великобритания - в 1949г., Япония - в 1955г., Нидерланды - в 1965г. Первым морской могильник жидких радиоактивных отходов появился в СССР не позднее 1964г., официальных данных об этом, естественно, нет.
Радиоактивные отходы замуровывались в специальные контейнеры, которые теоретически не разрушаются морской водой и глубинным давлением. По выработанным МАГАТЭ рекомендациям хоронить их полагается на глубине не менее 4000м, на достаточном удалении от континентов и островов, в стороне от основных морских путей и в районах с минимальной продуктивностью моря, то есть там, где не ведется промышленный лов рыбы и других морских животных.
На Западе информация о местах захоронения с указанием точных координат, глубины, массы, числа контейнеров и т.п. доступна не только специалистам, но и независимым исследователям. Расчеты официальных экспертов достаточно оптимистичны:в течение 500 лет даже при существующих уровнях сбросов на одной площадке индивидуальные дозы облучения не должны достигнуть значительных величин. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты, и на IX консультативном совещании членов Лондонской конвенции в 1985г. единый подход к проблеме захоронения на дне морей и океанов выработать не удалось.
К этой конвенции СССР присоединился 15 лет назад. Ответственным за выдачу специальных и общих разрешений на сброс радиоактивных отходов был определен (по согласованию с Минрыбхозом)Госкомгидромет СССР.
Депутатская комиссия Верховного Совета СССР попыталась узнать, сколько же таких разрешений выдано и кому. Вот цитата из официального ответа на ее запрос:"Руководствуясь материала МАГАТЭ, Госкомгидромет СССР с момента подписания Конвенции не выдавал разрешений на сборы радиоактивных отходов их владельцам. Положения Конвенции не применяются к судам, которые пользуются иммунитетом в соответствии с международным правом. По разъяснению МИД таким судам являются корабли ВМФ".
В ответе государственной организации, призванной осуществлять контроль в области, от которой непосредственно зависит здоровье людей, содержится и горькая правда, и откровенное лукавство.
Правда состоит в том, что для ВМФ никакие межгосударственные соглашения не указ, и он мог распоряжаться радиоактивными отходами как сочтет нужным. Положение дел в этой области регламентировалось приказами главкома ВМФ и указаниями третьего Главного управления Минздрава СССР. Эти правила запрещали захоронение в море отходов, содержащих ядерное горючее, стержни аварийной защиты и автоматического регулирования, ионизационные камеры и ионообменные смолы, то есть элементы и конструкции, облученные мощными нейтронным и гамма-потоками и, следовательно, обладающие сильной наведенной радиацией. ВМФ в принците следовал этим строгим правилам, однако случались отступления, которые санкционировались высшими инстанциями и разрешались Минздравом СССР.
Характерна сама техника захоронения. Считается, что контейнеры не подвержены разрушению водой и давлением, полностью герметичны, и контакт их содержимого с окружающей средой исключен, хотя бы на определенный период. На практике контейнеры просто сбрасывали в воду, а если они не тонули... их расстреливали.
Существует и такая техника захоронения. Радиоактивные отходы складируются на списанных судах ВМФ и Минморфлота, и когда ставить контейнеры с отходами уже некуда, суда буксируются в океан и - с благословения Минздрава СССР - топятся.
Именно так в 1979г. буксировали баржу, загруженную твердыми радиоактивными отходами. Капитан доложил о чрезвычайном происшествии:баржа исчезла, за кормой буксира болтался пустой трос. Созданная комиссия так и не смогла добиться от капитана, когда и а какой точке он потерял баржу с секретным грузом. Однако споры в комиссии велись главным образом относительно того, кто вместе с капитаном будет отвечать за случившееся:ВМФ или Министерство судостроительной промышленности. Существовавшие в то время инструкции носили противоречивый характер, так что спорили и впрок: кому отвечать за такие происшествия в будущем. Вопрос о том, чтобы найти баржу и предупредить радиационное заражение рагиона, членов комиссии волновал куда меньше.
Не соблюдаются и норма МАГАТЭ по содержимому затапливаемых контейнеров. Как утверждают очевидцы, в одном из контейнеров находится не менее ста отработавших тепловыделяющих сборок с ядерной установки ледокола "Ленин". В 1984г. в заливе Абросимова близ архипелага Новая Земля, был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160Р/ч. После "доработки" его здесь же и затопили.
Несерьезно сравнивать с рекомендациями МАГАТЭ и глубины затопления радиоактивных отходов в районе Новой Земли. Вместо положенного минимума в 4000м, они колеблются от 18 до 370м. Между тем этот район соседствует с населенным архипелагом, близок к континенту, здесь проходят активно используемые морские пути, ведется промысел рыбы и морского зверя.
Совсем просто поступали с жидкими радиоактивными отходами: их сливали в западном секторе Баренцева моря, иногда в квадратах, где тральщики ловили рыбу. Какое уж тут согласование с Минрыбхозом! До самого последнего времени мы считали Арктический регион своим внутренним морем и хозяйничали там, как хотели или умели. Жители Новой Земли весьма обеспокоены ядерными могильниками у берегов архипелага. Пятая внеочередная сессия Мурманского областного совета в августе 1991г. потребовала открыть архипелаг и прилегающие акватории для научных исследований, в которых могут участвовать и международные эксперты, например из "Гринпис".
В 1992г. аппарат Президента России рассекретил данные о загрязнении северных и дальневосточных морей:"В 1959-1992гг. наша страна сбросила в северные моря жидких радиоактивных отходов суммарной активностью около 20,6 тысяч кюри и твердых - суммарная активность около 2,3 миллиона кюри. В морях Дальнего Востока эти величины составили соответственно:12,3 и 6,2 тысячи кюри. По мнению экспертов, потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин". Всего затоплено 12 реакторов и их частей без ядерного топлива (в том числе три на Дальнем Востоке) и семь аварийном состоянии с невыгруженным ядерным топливом (все на Севере)".
Эти данные представлены Россией в секретариат Лондонской конвенции и в Международное агентство по атомной энергии.
Несомненно, что нам или нашим потомкам предстоит огромная работа по дезактивации морей и океанов, в том числе подъем затонувших или затопленных атомоходов, а также покоящихся на незначительных глубинах контейнеров с радиоактивными отходами.


ЯДЕРНЫЙ ПОГРЕБ СССР
http://www.submarine.id.ru/api/w105.shtml

Ни одна территория земного шара не насыщена так атомной энергетикой, как Кольский полуостров на северо-западе нашей страны. Помимо мощный атомной электростанции здесь на площади 100тыс.км базируется шесть атомных ледоколов Мурманского морского пароходства и пять судов обеспечения ледоколов, имеющих на борту ядерное топливо и радиоактивные отходы, десятки подводных кораблей Северного флота с ядерным оружием на борту. Флот обладает развернутой сетью баз обеспечения, судоремонтных заводов, специализирующихся на атомных двигателях, хранилиц твердых радиоактивных отходов и отработанных каналов реакторов. Еще лет двадцать назад в Кольском заливе рыболовецкие суда ловили треску и другую рыбу, а сейчас здесь постоянно крейсируют несколько сот (!) гражданских судов, а также боевых кораблей и подводных лодок ВМФ. Установлены, но лишь отчасти соблюдаются, строгие организационно-технические меры по предупреждению загрязнения залива. Однако его поверхность испещрена жирными масляными и топливными пятнами, которые прибоем выносятся на берег. Экологическую картину Кольского залива дополняет кладбище списанных судов, кораблей, в затопленном и полузатопленном состоянии, выброшенных на берег, совершенно бесхозных.
Еще до эксплуатации атомных установок нк Кольском полуострове началось строительство специальных сооружений для хранения и переработки радиоактивных отходов. Для жидких отходов оборудовались подземные емкости из нержавеющей стали, замурованные в бетон многометровой толщины. После закачки их можно было бы разбавлять, снижая активность до естественного фона.
Для хранения твердых радиоактивных отходов (отдельных конструкций реакторов, ионообменных смол и т.п.) были предусмотрены открытые площадки, обнесенные ограждениями и предупредительными знаками о радиационной опасности. Контейнеры и ящики с отходами ставились на бетонированное покрытие, однако сверху их ничто не защищало от дождей и снега. Создавались и плавучие средства для обслуживания атомных подводных лодок. В частности, технические базы перезарядки реакторов и временного хранения радиоактивных отходов со специально обученным персоналом, а также плавучие емкости для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов. Строились так-же контрольно-измерительные центры, бассейны для хранения и выдержки отработанного ядерного топлива. Однако ни подземные емкости, ни здания с комплексом контрольно-измерительной аппаратуры не достроены и поныне, они используются лишь как складские помещения.
Еще одной охранительной мерой стало введение на Северном флоте должности главного радиолога, который на специально оборудованном судне осуществляется радиационный контроль за акваторией. Под его раблюдением проводится и захоронение в море радиоактивных отходов. По результатам официальных исследований, влияние радиоактивных веществ на месте сбросов перестает сказываться через пять суток. Но ведь на первых порах и один чадящий заводик не наносил сущечтвенного ущерба земной атмосфере.
Для хранения и выдержки отработанного ядерного горючего подводных лодок были сооружены специальные бассейны. В них помещали отработанные каналы урана-235, теперь уже содержащие плутоний. Чтобы радиоактивность каналов снижалась до значений, позволяющих их транспортировку в контейнерах, в частности по железной дороге, их необходимо выдерживать в течение трех лет. Таким образом хранятся десятки тысяч отработанных каналов, причем эти сооружения обслуживаются специально обученным персоналом, включающим, как правило, офицеров, служивших на атомных подводных лодках.
В 1982г. одно из этих хранилищ дало течь и радиоактивные воды проникли в грунт и в Кольский залив.
"Неизвестная авария в хранилище радиоактивных отходов Северного флота". - Под таким заголовком сообщила об этом происшествии спустя 10 лет газета "Известия". Эта публикация состоялась только потому, что норвежская экологическая организация "Беллона" каким-то образом получила доступ к архивам Северного флота, хранилищ и других объектов. Между СССР и Норвегией существовала договоренность о непременном обмене информацией в случае подобных инцидентов, однако в 1982г. этого не произошло.
Еще об одном происшествии на Северном флоте сообщили "Известия" 1 апреля 1993г.:"В районе базы самых больших в мире атомных лодок (типа "Тайфун") на Кольском полуострове, в 50км от границы с Норвегией, в 1989г. произошла серьезная утечка радиоактивности". Действительно, утечка радиоактивности была в губе Андреева на Северном флоте, но в 1983г.
В начале 1983г. матрос-дозиметрист из службы береговой базы доложил командованию, что обнаружил на задней стене здания, где хранятся отработанные урановые каналы от реакторов, наледь, на которую бурно реагирует счетчик Гейгера. Командование запретило ходить туда личному составу. Приказом заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск маршала инженерных войск Н.Шестопалова была назначена комиссия, в которую вошел и я. Комиссия установила наличие течи бассейна хранилища. Предстояло определить место, причину течи и возможность ее устранения, но главное, надо было решить, где и как хранить каналы, поступающие от перезарядок реакторов подводных лодок.
Флот напряженно плавал, а тут потребовалось пристановить эту операцию. Но комиссию интересовали, прежде всего, причины образования течи и виновники, а не изыскание возможностей для строительства нового хранилища. В дальнейшем флот остался один на один с этой проблемой и было принято решение о сухом хранении отработанных каналов.
Для производства физических расчетов и осмотра условий хранения прибыли на флот представители Института атомной энергии им.И.В.Курчатова, которые одобрили наше решение. Происшествие с хранилищем отработанных каналов впервые реально показало наличие огромной проблемы в системе эксплуатации атомных энергетических установок на флоте - отсутствие достаточных возможностей для хранения радиоактивных отходов.
К сожалению, мне больше не пришлось заниматься делами флота. Через несколько месяцев я был арестован. Дело протиф меня было сфабриковано прокурором Северного флота А.Ф.Катусевым. Он возбудил на флоте более 120 уголовных дел против офицеров, которые позже были прекращены по несостоятельности. Так как виновным я себя не признал, меня протащили через психушку, пять тюрем, камеру сифилитиков, лагерь и "химию". Вышел я на свободу через пять лет четыре месяца и пять дней, идеологически раскрепощенным, и смог написать эту книгу.
Кстати, позднее главный военный прокурор А.Ф.Катусев прославился своими расследованиями событий в Карабахе и Тбилиси. После августовского путча 1991г. он был отстранен от должности, но сейчас вновь трудится на ниве "правоохранения".

Цитата
Ни одна территория земного шара не насыщена так атомной энергетикой, как Кольский полуостров на северо-западе нашей страны.

Кстати в Ленинграде была построена первая в мире атомная станция - ЛАЭС, мирный атом детище России. Знаете кстати в какой стране самое большое количество АЭС? Во Франции, а так к атомным станциям сейчас интерес не большой, в основном только у стран, которые хотят сделать атомное оружие, это Индия, Пакистан, Иран, Северная Корея
Звукотехник
Изображение
Вот что осталось от самого большого в мире флота:

Подводные лодки
В состав ВМФ РФ входят 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением и 18 дизельных подводных лодок. В перечень не включены подводные лодки специального назначения.
http://flot.com/nowadays/strength/submarines/

Надводные корабли
В состав ВМФ РФ входят 34 боевых надводных корабля основных классов, около 70 малых боевых надводных кораблей и катеров, около 30 тральщиков, 21 десантный корабль и 2 учебных корабля.
http://flot.com/nowadays/strength/surfaceships/

Звукотехник
"ТАЙФУНЫ" ДЕРЖАТ КУРС НА УТИЛИЗАЦИЮ

Согласно российско-американским договоренностям, в рамках программы совместного уменьшения угрозы США окажут России содействие в ликвидации до 2003 г. 31 атомного подводного ракетоносца. 17 подлодок будут разрезаны на Севере, на предприятиях "Звездочка" и "Севмаш" (Северодвинск), "Нерпа" (Снежногорск). 14 ракетоносцев Тихоокеанского флота подвергнутся разделке на заводе "Звезда" (Большой Камень).
Содействие американской стороны выражается в основном в финансировании работ и в поставке оборудования (гильотина, краны, станки и т.д.). Точные цифры не разглашаются, но, по оценке американских экспертов, стоимость разделки одной атомной подлодки составляет около 10 миллионов долларов. С 1992 г. по настоящее время "на счету" янки - одна ликвидированная подлодка типа "Янки" и шесть атомоходов типа "Дельта". Еще пять подлодок россияне разделали самостоятельно, но с использованием американского оборудования. ВМС США в этот же период расстались с 23 субмаринами и 368 пусковыми установками баллистических ракет подводных лодок, попавшими под "нож" Договора СНВ-1.
14 сентября "Звездочку" и "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске посетили министр обороны США Уильям Коэн и первый замминистра обороны России Николай Михайлов. На "Севмаше" строились подводные ракетные крейсера проекта 941 класса "Акула", больше известные и в России, и мире как "Тайфун". Здесь их будут и разделывать.
По договору СНВ-1 России разрешается иметь в своем арсенале 4.900 боеголовок, развернутых на сухопутных или морских межконтинентальных баллистических ракетах. Причем, сколько этих зарядов будет находиться в распоряжении РВСН или ВМФ, Россия может решать самостоятельно.
В случае ратификации договора СНВ-2 нам нужно будет увеличивать ракетно-ядерный потенциал морских сил. Сегодня этот показатель равен 27,3 процентов от общего с РВСН количества боезарядов. Ко времени выполнения обязательств по СНВ-2 вооруженные силы России могут иметь до 58 процентов (1.700-1.750 единиц) боеголовок на морских ракетоносцах.
Однако, по расчетам экспертов, к 2003 г., ко времени достижения среднего возраста всеми российскими стратегическими подводными ракетоносцами, в составе ВМФ России останется всего лишь 12 подводных лодок проектов 667 БДРМ типа "Дельфин" и 667 БДР типа "Кальмар" с 16 ядерными ракетами на борту, а также 5 лодок проекта 941 типа "Акула" ("Тайфун") с 20 баллистическими ракетами каждая.
Ранее также предполагалось, что к тому времени в строй вернется находящийся в ремонте головной корабль проекта 941 типа "Тайфун" и будет построена новая субмарина "Юрий Долгорукий", заложенная в 1996 г. на стапелях "Севмаша". Но уже сегодня ясно, что этого не произойдет.
После взрыва 25 ноября 1997 г. в небе над Северодвинском во время испытательного полета новейшей морской баллистической ракеты РСМ-52В "Вариант-3", или как ее еще называют "Барк", созданной конструкторским коллективом Миасского КБ имени академика В.П. Макеева, судьба стоящего в ремонте "Тайфуна" и еще не построенного "Юрия Долгорукого" фактически повисла в воздухе. Потому что "Барк" предназначался как для модернизации вооружения "Тайфунов", несущих ракеты РСМ-52, так и для ракетоносца четвертого поколения "Юрий Долгорукий".
Известно, что Совет безопасности России постановил прекратить дальнейшие работы по "Барку" и одновременно дал задание на разработку нового комплекса. Исполнителем нового оборонного заказа стал Московский институт теплотехники, из стен которого вышло семейство самых, наверное, известных сегодня сухопутных баллистических ракет "Тополь" и "Тополь-М". Москвичам предложено разработать новый морской комплекс баллистического оружия и в кратчайшие сроки поставить его на вооружение флота. А для усиления конструкторского потенциала к работе было решено привлечь специалистов из Миасса.
Новый комплекс должен объединить элементы морского и сухопутного изделия. Таким образом, по замыслу Совбеза, новая ракета станет унифицированной, предполагающей возможность использования ее как в РВСН, так и в ВМФ, по сути - прототипом оружия ХХI века. Но, несмотря на всю кажущуюся легкость - и выгодность - такого технологического скрещивания, успех зависит не только от таланта конструкторов. Полный технологический цикл создания нового комплекса баллистического оружия от первого чертежа до начала его развертывания обычно занимает не менее десяти лет. И начаться эта работа может только в случае соблюдения правительством графика выделения денежных средств на производство ракеты "Тополь-М". Но этого не происходит. Более того, руководство Московского института теплотехники опасается, что после принятия решения о создании "Булавы" - новой морской ракеты начнется перетягивание и без того лоскутного бюджетного одеяла между двумя ракетными системами. В итоге вооруженные силы могут так и не получить в требуемом количестве ни одного из запланированных комплексов.
Головной корабль серии "Тайфун" уже десять лет простоял в заводском доке в ожидании "Барка". До сих пор только неопределенность с будущим вооружением спасала крейсер от списания. У России нет денег на ремонт и содержание столь огромных подводных лодок, поэтому с 1995 г. они ни разу не ходили на боевые службы. Теперь же судьба "Тайфунов" решена. Прототип голливудского "Красного Октября" пойдет на слом, так же как и четыре его собрата. По нынешним планам, в строю останется лишь один ракетоносец проекта 941.
Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов еще в августе 1998 г. на одной из пресс-конференций заявил, что новые чертежи "Юрия Долгорукого" будут готовы к марту 1999 г. Адмирал полагает: "Флоту не нужны ракеты весом в 100 тонн. Ведь задачи ядерного сдерживания можно решать и более легкими, но не менее эффективными ракетами". Тем более, что перепроектирование атомохода касается исключительно ракетного отсека и не требует больших денежных средств, так как корабль пока существует только на бумаге.
"Дельфины" и "Кальмары", несущие на себе бремя ядерного щита и ставшие главной ударной силой подводного флота, постепенно расходуют свой технический ресурс. Им необходим ремонт и новые ракеты. И с тем, и с другим существуют определенные проблемы. Красноярский машиностроительный завод, выпускавший ракеты для этих кораблей, долгое время не работал. Решением правительства его было вообще закрыли, и, наверное, только неудача с новой ракетой спасла предприятие от полной остановки. Теперь красноярцам в срочном порядке предстоит налаживать выпуск ракеты РСМ-54. Подтвердил реанимацию уже закрытого было завода и главком ВМФ адмирал Куроедов.
Одновременно проблему оголяющегося морского фланга ядерной триады России хотели решить с помощью глобального тополиного наступления. По планам руководства России и Минобороны, "Тополь-М" должен заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24). Со временем к этим ракетам добавятся 360 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых уже разрабатывается подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача.

Чтобы следовать по этому пути, России придется вводить в строй от 60 до 90 систем "Тополь-М" в год. Однако на сегодня на это нет ни денег, ни производственных мощностей. Реально, признает министр обороны маршал Игорь Сергеев, промышленность может производить в год не более 10 штук ракет "Тополь-М" (для одного полка). В декабре 1999 г. в боевой строй встал второй полк Таманской ракетной дивизии, оснащенный новыми комплексами. Такими темпами одну только эту дивизию 10 лет перевооружать придется...
В оценке ситуации, складывающейся вокруг атомных подводных крейсеров стратегического назначения, военные эксперты единодушны в том, что при нормальном финансировании те же "Тайфуны" могли бы прослужить еще 30 лет. Это компенсировало бы разрыв между выводом из боевого состава стареющих подлодок и вводом в строй новых атомоходов типа "Юрий Долгорукий". Только при таком подходе этот процесс носил бы вполне нормальный для обороноспособности страны характер.
Реально же Россия оказывается в ситуации, когда ее морской компонент СЯС будет представлен двумя десятками субмарин проекта 667 БДР и 667 БДРМ, вынужденными нести боевую службу на износ - следствием чего вполне вероятно может стать их преждевременный вывод из строя, а значит и полная потеря Россией морского компонента стратегических сил.На вопросы специального корреспондента "Ядерной безопасности" Дмитрия ЛИТОВКИНА отвечает директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий СОЛОМОНОВ.


- Юрий Семенович, недавно начальник вооружений Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов сообщил на одной из пресс-конференций, что принято окончательное решение о перевооружении подводных ракетоносцев типа "Дельта" на новый комплекс баллистического оружия "Булава". Это оружие предстоит создать вашему институту. Какой будет новая ракета? Будет ли она унифицирована под все типы наших стратегических лодок или она создается только для кораблей типа "Дельта"? И еще. Головной корабль серии "Тайфун" 10 лет простоял в доке завода в ожидании перевооружения на новый комплекс баллистического оружия. Теперь мы собираемся резать "Тайфуны". Не значит ли это, что подобная судьба ожидает и пока не построенный "Юрий Долгорукий", для которого должен быть создан унифицированный с "Тайфуном" ракетный комплекс?
- Говорить об идеях и характеристиках нового комплекса - а за этим вольно или невольно прослеживается количественный и качественный состав этого вооружения - пока преждевременно. Прежде всего потому, что озвучивание основных характеристик тех или иных ракет у нас происходит в рамках взаимных договоренностей с США, и это связано исключительно с договорными процедурами, идет ли речь о Договорах ОСВ-1 или ОСВ-2, СНВ-1 и СНВ-2, о Договоре по ракетам средней и меньшей дальности. В специальном меморандуме, являющемся приложением к каждому из этих документов, фиксировались основные характеристики ракет. Причем характеристики не просто констатировались, но и подтверждались соответствующими документальными материалами. Происходило это, заметьте, применительно к ракетам, находившимся на боевом дежурстве, либо в стадии летно-конструкторских испытаний.
В случае же с "Булавой" МИТ находится в самом начале разработки. Поэтому говорить об этих вещах преждевременно.
- Наверное, при решении задачи создания морской баллистической ракеты одной из самых сложных проблем для вашего "сухопутного" института будет решение проблемы подводного старта. Будут ли привлекаться для решения этих проблем представители Миасского КБ имени Макеева?
- Если посмотреть на эту проблему с позиций финансово-экономических, то, на мой взгляд, единственным спасением ракетостроения в России, с учетом постоянно сокращающихся ассигнований на это направление, становится глобальное сокращение кооперации предприятий, занятых в этой области. Предполагается это сделать и в процессе разработки МБР "Булава".
Уже проведена работа по созданию единой, унифицированной кооперации предприятий для создания ракетных комплексов морского и наземного базирования. Это прежде всего позволит сократить расходы по содержанию дублирующих друг друга предприятий, оптимизировать денежные затраты на разработку нового комплекса.
Безусловно, в рамках задач, которые нам предстоит решать, мы будем использовать опыт, накопленный в этой области техники, в том числе и в Миасском КБ имени Макеева. Это так называемое объединение без нанесения ущерба.
- Как можно объединить такие крупные структуры как Макеевское КБ и МИТ без нанесения им ущерба?
- На самом деле речь идет не об объединении двух конструкторских бюро. КБ Макеева - как и любое другое - это прежде всего конструкторское бюро, которое занимается разработкой конструкторской документации, ведет проект в целом, увязывая все вопросы, связанные с созданием комплекса.
У нас же с вами речь идет о предприятиях-соисполнителях, занимающихся непосредственным воплощением конструкторских замыслов в жизнь. Это звено в ряде случаев сегодня не просто дублируется однопрофильными заводами, но часто троекратно перекрывает необходимое их количество.
Мы хотим добиться того, чтобы из трех только одно предприятие было полностью загружено государственным заказом. Оптимизация должна в первую очередь коснуться приборного, механосборочного производства, предприятий, связанных с изготовлением спецхимии. Только в этом случае нам удастся избежать размазывания и без того скудных бюджетных средств между соисполнителями заказа. Я уже неоднократно выступал с этими идеями на страницах печати, но, к сожалению, ничего конкретного на государственном уровне в этом плане пока так и не сделано.
****

Борис ВАСИЛЮК, старший строитель ДВЗ ”Звезда” ”Владивосток”

Последние годы выдвинули перед российскими производственниками массу новых, неведомых прежде проблем. Не явились в этом плане исключением и предприятия ВПК, которые до известных политических, экономических и социальных перемен в стране не могли пожаловаться на отсутствие к ним внимания со стороны государства. В их числе оказалось и одно из крупнейших оборонных предприятий Приморья - дальневосточный завод ”Звезда”.

Все это время специалисты завода ищут и находят способы жить в сложнейших условиях, просто обязывающих к таким поискам. Сегодня мы выполняем новые для нас виды работ по ремонту и строительству кораблей подводного флота и иных видов плавсредств, а также другого рода оборудования и техники.


Жизнь, наполненная смыслом

Нет в природе более сложного и совершенного творения разума и рук человека, нежели атомная подводная лодка. Ее строительство - дело исключительно непростое. А мы сумели первыми переоборудовать ракетную АПЛ в торпедную, изменив ее тип и вид оружия, что оказалось на порядок сложнее первоначальной постройки лодки.

Примерно по такой же схеме мы осваивали в свое время и новый свой завод. Несмотря на то, что примерно 80 процентов специалистов впервые увидели в глаза и атомную подводную лодку, и цеха со сложным специфичным оборудованием, на предприятии регулярно вводились все новые и новые производственные мощности.

Самым непростым делом оказалось доведение лодки 1-го поколения до технологического уровня 3-го поколения. Атомоходы 1-го поколения имели внушительные габариты, но их начиняли такой массой приборов, агрегатов и устройств, что ходить внутри приходилось боком. Модернизация субмарины представляла собой по сути дела втискивание примерно такого же объема оборудования, и нетрудно себе представить, с чем мы столкнулись в ее процессе.

Так, чтобы смонтировать систему спутникового наведения ракет, пришлось головку схемы, величиной с маленький домик, втискивать внутрь прочного корпуса, чтобы та не оказалась под воздействием громадного давления.

Совершенство этой системы иллюстрирует такой пример: разработчики настроили ее так, что, когда лодка находилась в подводном положении в Японском море, с помощью спутника на экране дисплея удалось сфокусировать настолько детальную картину Берлина, что стали различимыми не только улицы, но и их характерные детали, и операторы даже узнавали Унтер-ден-Линден и Бранденбургские ворота. Без преувеличения, это была техника XXI века.

Да, тогда завод был мощным предприятием с громадным потенциалом, и определяли его уникальное современное оборудование такие же уникальные, бесценные специалисты. Все делалось как надо, и потому у нас сложились хорошие отношения с военной приемкой и родным Тихоокеанским флотом. Не хочу сказать, что у нас отсутствовали проблемы, но мы знали, что делаем общее, нужное стране дело - укрепляем ее рубежи на Дальнем Востоке. Об этом говорила и поддержка предприятия государством, которое, отказывая себе во многом, не считало возможным поступиться собственной обороноспособностью.

Конечно, мы не катались как сыр в масле, зато жизнь была наполнена смыслом - в ней были конкретные цели и задачи, и мы имели возможность работать и жить, чувствуя себя нелишними в этом мире людьми. Мы как бы стали клеточками одного большого организма, имя которому - завод ”Звезда”.

Есть еще защитники Отечества - значит и порох в пороховницах будет

Четыре года назад у побережья США всплыла русская субмарина. Ее появление стало шоком и сенсацией. Никто не ожидал, что у русских есть лодки, которые могут незаметно пройти все рубежи противолодочной обороны. Об этом тогда много говорили и писали. Но в том же году наши моряки провели еще одно уникальное испытание, которое осталось как бы в тени эффект-ного «американского шоу». Тем не менее не всплытие у берегов Америки стало самым большим событием в ненаписанной истории секретных подводных операций. Наши моряки тогда осуществили и кое-что похлеще. Летом того же 1995-го стратегическая атомная подводная лодка Северного флота прошла подо льдами четыре с половиной тысячи миль и в районе полюса произвела пуск баллистической ракеты. Все флоты, призванные отслеживать такие стратегические операции, мягко говоря, оказались не на высоте. Лодка вскоре после выхода с базы «исчезла». Но не очень надолго. Натовские противолодочные самолеты «хитрую русскую субмарину» довольно скоро опять засекли и после этого уже не теряли ни на минуту. А потом произошло что-то непонятное и невероятное: в нескольких сотнях миль от «засвеченной» подлодки буквально из ниоткуда стартовала межконтинентальная ракета морского базирования... На адмиралов НАТО обрушился позор, на наших - слава и ордена. По оценке специалистов, это была самая блестящая военно-морская операция Российского флота последнего десятилетия. Я беседую с адмиралом Владимиром Макеевым, старшим начальником на борту той лодки. - Владимир Михайлович, это была какая-то принципиально новая подводная лодка? - Нет, обычная «Акула» - тяжелый ракетный крейсер системы «Тайфун». Командир экипажа - Александр Богачев. Лодка сравнительно не новая, построенная в Северодвинске и переданная флоту в 1984 году. Впрочем, в буквальном смысле обычной ее вряд ли можно назвать: 50 тысяч тонн водоизмещением - это самая большая подводная лодка на планете. - Ходят слухи, что в том походе был установлен гиннесс-рекорд по количеству посещений полюса за одну неделю? - Вышли в море 2 августа в 9.55, ошвартовались на базе 6 сентября в 17.32. 872 часа преимущественно в подводном положении. За это время мы действительно дважды побывали на полюсе: вечером 20 августа прошли его под водой, через некоторое время вернулись, нашли подходящую полынью и всплыли. Для Книги рекордов это вряд ли подходящий рекорд: пришлось бы записывать в нее порядка 170 фамилий - таков экипаж нашей «Акулы». Справка. Адмирал Владимир Макеев. Во время проведения сенсационного пуска был командиром флотилии атомных подводных лодок. Впоследствии назначен на должность начальника ракетного полигона «Ненокса» (на побережье Белого моря в районе Северодвинска). Первый раз был представлен к званию Героя Советского Союза в 1991 году: под его руководством была осуществлена очень рискованная операция «Бегемот». В ходе «Бегемота» с борта атомной подводной лодки был выпущен сразу весь боекомплект: шестнадцать межконтинентальных баллистических ракет. Впервые в мире. Характерная деталь: адмирал (в ту пору командир дивизии атомных подводных ракетоносцев) руководил операцией не из бункера или штаба, а находясь на борту этой самой субмарины. Звание Героя Советского Союза не присвоили только по одной причине: после августа 91-го не стало Союза. Вручили орден. - Простите за лирику, но интересно: а полюс-то, он какой? Каковы первые ощущения человека, оказавшегося на «крыше мира»? - Почему-то считается, что Северный полюс - это лед, 30-градусный мороз и ничего живого. На самом деле летом всего минус 2 по Цельсию. Пожалуй, единственная неприятная деталь: вечно там сильный ветер и низкая облачность. В полыньях много всякой живности - от микроорганизмов до тюленей. Белых медведей встречали. - Подводная лодка их сильно пугает? - Отнюдь. Тюлени нас разглядывали с любопытством. Помню забавный случай: всплыли в районе полюса в длинной каналообразной полынье. Лодка в подводном положении, рубка над водой, скорость 3,7 узла (около 7 км/ч. - Прим. авт.). Прямо перед лодкой плывет белый медведь. Причем с той же скоростью. Представьте это зрелище: белое безмолвие, льды, плывут в одном строю огромная субмарина и медведь. Дистанция не сокращается. Наконец совместное плавание мишке надоедает, он одним махом взбирается на лед и уходит прочь. Причем не нервничает, не бежит, а именно спокойно и гордо удаляется в сторону... - А вы на лед сходили? - Часть экипажа - да. Подняли флаги: государственный и ВМФ. И закопали в снег бутылку. - Бутылку, извините, чего? - В бутылке имена людей, посетивших полюс. Экипаж лодки. - Раскройте секрет: почему ракетный пуск оказался для всего мира неожиданностью? - Не для мира. Только для тех, кто за нами охотился. Перед такими ракетными стрельбами обязательно подается заявка. МИД сообщает: район такой-то в определенный период закрыт для полетов и плавания. Они предупреждены и готовятся: за лодкой-ракетоносцем объявляется как бы охота. Но нас они прозевали. В операции мы задействовали еще две лодки. Одна из них увела за собой тяжелый противолодочный самолет «Орион». Мы отстрелялись без помех. - И далеко увела? - Более чем на триста миль. - И что они предприняли после запуска? - А что они могли предпринять? Ракету не догонишь. Поезд ушел. Я ведь мог там выпустить не одну, а двадцать ракет. - Каких-то инцидентов не было за все 37 суток похода? - Докладываю: 25 августа у старшего лейтенанта Овечкина случился острый приступ аппендицита. Ушли на глубину (чтоб не болтало), собрали бригаду - доктор, два офицера и мичман в подмогу, прооперировали... По возвращении на базу больной был уже на ногах. - Задача, как принято говорить, выполнена в условиях, максимально приближенных к боевым. И какие ощущения: силы, всемогущества? - Во время подготовки к пуску испытываешь колоссальное нервное напряжение, затем надежду, восторг, облегчение... Но самые приятные ощущения, это когда возвращаешься на базу и тебя встречает семья. - Семья-то, Владимир Михайлович, большая? - Жена, дочь. Ну и любимый пес - чау-чау. Вместо эпилога. Ракету запустили в августе 95-го. Указ о присвоении звания Героя России адмиралу Макееву был подписан летом 96-го. После чего адмирал еще около года уклончиво отвечал на вопрос, почему он не носит Золотую Звезду. А у него ее просто... не было. Президенту все недосуг было ее вручить. И только в 1997-м Звезда нашла героя.

***

Российский Военно-Морской Флот состоит из Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии и Ленинградской военно-морской базы. Ударными остаются Северный и Тихоокеанские флота, где сосредоточен основной потенциал российских военном-морских сил. В общей сложности в составе ВМФ около 300 единиц кораблей (авианесущих крейсеров, эсминцев, ракетных фрегатов и десантных кораблей, противолодочных кораблей, тральщиков). Из них чуть меньше 100 подводных лодок сил общего назначения и 46 "стратегов" -- ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.
По мнению главного штурмана ВМФ контр-адмирала Валерия Алексина, если нынешние отрицательные процессы -- прежде всего финансовый голод и недостаточное обеспечение материальными ресурсами, топливом и судоремонтом -- не будут остановлены, то к началу 21 века в составе боеготовых сил ВМФ останутся не более 6-8 РПК СН, 20-25 относительно современных многоцелевых атомных подводных лодок и около 10 дизельных. Это крайне мало для защиты морских рубежей России.
Что касается надводных кораблей, то, по утверждению Алексина, боеготовыми останутся не более одного авианосца, 2-3 ракетных крейсера, 7-10 эсминцев, 10-12 фрегатов, 30 тральщиков и 30-40 ракетных катеров.
Звукотехник
Цитата
В состав ВМФ РФ входят 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами

А было 58.
Т.е. сейчас у нас всех атомных подводных лодок с балистическими ракетами меньше, чем у США только одних лодок класса Огайо(18шт).

Акула или Тайфун - это ответ на Огайо.
Огайо имеет 24 пусковых установки для балистических ракет(Trident II D5), каждая с 9(каждая 475кт), 14(каждая 100кт) боеголовками.
Акула имеет 20 пусковых установок для балистических ракет(Р-39), каждая с 10(каждая 200кт) боеголовками индивидуального наведения.

Правда Акула гораздо больше Огайо, примерно в 2 раза по водоизмещению, 48000т против 18000т, но это связано с:
Цитата
Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса
Звукотехник
Самый большой ядерный заряд в тротиловом эквиваленте может нести Акула, вернее могла, этих ракет больше нет и сделать их уже не реально, именно из-за этого 2 из 3-х лодки тупо стоять, нет ракет.
В дальнейшем планируется переоборудовать на Булаву, не дай Бог не доделают, лодки точно под нож пустят... все 3...
Потом американская Трайдент 2 гораздо лучше Булавы и точнее(кстати самая точная из морских балистических ракет), и дальность больше, и нести в 2 раза больше может...
Смотрите в общем сами:
Изображение

Это конечно мало о чём говорит, реальное положение дел не сможет прояснить ничего, т.к. попробовать нельзя, сразу конец света.

Р-39 (индекс 3М65, код СНВ РСМ-52, по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon) — советская твёрдотопливная баллистическая ракета подводных лодок, предназначенная для размещения на ТРПКСН «Акула» в составе ракетного комплекса Д-19.

Это модернизация Р-39:
Р-39УТТХ («Барк») — советская/российская разработка твёрдотопливной баллистической ракеты предназначенной для размещения на подводных лодках в составе комплекса Д-19УТТХ. Создавалась в качестве ответа на разработку ракет «Трайдент-2».[1]

Разработка велась с 1986 года в КБ им. Макеева — традиционным разработчиком баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Предполагалось что ракета будет нести на себе 10 боевых блоков в ядерном оснащении и иметь дальность полёта более 10 тысяч километров. Вооружать «Барком» планировалось ПЛАРБ 955-го проекта «Борей».

В конструкции ракеты предусматривалась специальная система прохода через лед, обеспечивающая пуск из под ледяного панциря северных широт. Также «Барк» мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором — за 17 минут[2][3].

В мае 1987 года был утверждён график переоборудования подводных лодок проекта 941 ракетным комплексом Д-19УТТХ на «Севмашпредприятии»[1]:
заказ 711, октябрь 1988 г. — 1994 г.,
заказ 712, 1992—1997 гг.,
заказ 713, 1996—1999 гг.,
заказы 724, 725, 727 — постановка и сдача после 2000 года.

В 1998 году после третьего неудачного пуска (с Ненокского полигона [4]) Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Это было вызвано не только неудачными пусками, но и неудовлетворительным финансированием: по словам генерального конструктора, для полной отработки комплекса требовалось ещё примерно 8 пусков с подводных лодок, но в силу высокой сложности при существовавшем уровне финансирования постройка одной ракеты занимала около трёх лет[2], что затягивало процесс отработки пусков и испытаний комплекса до неприемлемо долгих сроков. На неудачные пуски не смотрите, Р-39 тоже не легко давалась, но в итоге далась.

Разработать альтернативную, менее дорогую и менее габаритную твердотопливную БРПЛ, получившую имя «Булава», поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54, по классификации НАТО — SS-N-23 Skiff) — российская трёхступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения[1]. Используется в ракетных комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007[2]. Планируется выпуск около 100 ракет.


Р-29РМУ3 (шифр «Синева-2») — предлагаемая Государственным ракетным центром им. Макеева модификация ракеты Р-29РМУ-2. Ракета предложена для вооружения ракетоносцев проекта 955 «Борей», как альтернатива ракете «Булава». С целью минимизации изменения проекта подводной лодки для Р-29РМУ3 предлагается «сухой» способ старта. Для уменьшения длины ракеты будут увеличены диаметры первой и второй ступеней. Масса ракеты 41 тонна. В качестве оснащения предлагается 8 боевых блоков малого класса мощности ЗГ-32 со средствами преодоления противоракетной обороны или 4 новых боевых блока среднего класса

И в итоге, не смотря на более лучшие варианты, на Акулы и Бореи будут ставить Булавы.
Звукотехник
Поехали далее....
Так почему же Акулу можно считать самой лучшей подводной лодкой? И почему американцы очень сильно хотят чтобы их распилили на булавки?

Как вы прочитали выше, Акула имеет огромную плавучесть, именно она позволяет лодке пробивать 2.5м лёд, теперь вспомним, что у американцев считается очень рискованным плавать под льдами, а это стихия Акулы, плавать под льдами очень опасно, при этом там ещё и очень палевно плавать, так как шум лучше распространяется, а Акула одна из самых тихих среди наших лодок. Теперь представим, что случился военный конфликт между США и РФ, сигнал с суши перестаёт поступать на лодку, она сразу тихонько стигает под лёд, там где она неуязвима и если понадобится, будет конец света... ну представляете 20 баллистических ракет в каждой 10 блоков по 200кт(это если Р-39), сбить это всё добро полу реально, после разделения это будет 200 целей, пусть хотя бы 1/4 долетит... уже неприемлемый ущерб.
Тут кстати особая точность не нужна.
А вот американцы своими Трайдент 2 могут оставить нас без ракет шахтного базирования.
Правда уже начали принимать на вооружение новую баллистическую ракету РС-24 "Ярс" http://ru.wikipedia.org/wiki/РС-24 данных о ней пока мало, но это будет считаться адекватной заменой Сатане, Ярс тоже будет многоголовым.
Цитата
По состоянию на июль 2010 года на вооружении РВСН находилось 3 ракеты мобильного базирования РС-24 м, с тремя боевыми блоками каждая
Звукотехник
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r29pm/r29pm.shtml

Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54)

Изображение
Изображение
Изображение

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.
Звукотехник
подводная лодка тип 941 акула:самая большая в мире
Изображение
Изображение
http://igor113.livejournal.com/27205.html
Фото много, есть также кое какая информация и комментарии, именно этой лодки уже нет.


Видео, 200 метров, посмотреть стоит.
http://rutube.ru/tracks/1538708.html?v=f91...901f3f8b4ccff5b
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.